воскресенье, 30 августа 2015 г.

С началом учебного года, уважаемые коллеги!

В раздел "Методические рекомендации" добавлены материалы по организации работы в 2015 - 2016 учебном году.
Также предлагаю вашему вниманию ЧЕРНОВИКИ рабочих программ:
Рабочая программа и календарные планы по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русской литературе 8 класс
Календарные планы по русской литературе 8 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Календарные планы по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Календарные планы по русской литературе 10 класс
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"


ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-II ступеней № 1-лицей» ЛНР



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы
___________ И.Б. Фесенко

«___» сентября 2015г.

 
 









                                        






Рабочая программа
элективного курса
«Теория и практика сочинений разных жанров»
10-11 класс



                                                               Составитель И.В. Тимофеева
 






Антрацит
2015
Пояснительная записка
В условиях реформирования и развития системы образования в Луганской Народной Республике, повышения роли личности в обществе особенно актуализируется проблема содержания и качества языковой подготовки учащихся. Выпускник должен владеть умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано использовать средства русского языка (стили, формы, жанры) во всех видах речевой деятельности, то есть иметь должный уровень коммуникативной компетентности.
Одним из самых сложных видов деятельности учащихся и письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку, контроля овладения навыками связной речи является сочинение. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в современной системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Основой для аргументации собственного мнения при написании сочинения по русскому языку также является литературное произведение, его проблемно-ценностный анализ. Размышления над вечными нравственными проблемами, поставленными в произведениях русской и зарубежной классической литературы - важная составляющая часть сочинения. Сочинения (обучающие, контрольные, конкурсные) носят надпредметный характер. Выпускники должны использовать знания по истории, обществознанию, литературе, биологии, географии и т.д. Работа проверяет личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.
Требования к прогнозируемым результатам знаний выпускников общеобразовательной школы делают актуальной разработку программы элективного курса по развитию речи, который включает:
·                   ознакомление с теорией сочинений разных жанров;
·                   анализ концептов, соответствующих основным тематическим направлениям;
·                   практику выбора литературного произведения в соответствии с темой сочинения и проблемой исходного текста;
·                   практику подбора аргументов из жизни, истории, религии, естественных наук и т.д.;
·                   развитие творческих способностей обучающихся, их ассоциативного мышления.
Особенность содержания элективного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке, а опирается на данные таких филологических дисциплин как орфография, синтаксис, пунктуация, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.

Цели курса:
·                   систематизация знаний о жанровом своеобразии сочинений;
·                   развитие умений и навыков анализа художественного произведения;
·                   совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения по исходному тексту, заданной теме, проблемному вопросу;
Задачи:
·                   выработать навыки написания работы в соответствии с особенностями структуры сочинений разных жанров.
·                   научить грамотно и обоснованно подбирать материал для аргументации тезисов сочинения;
·                   путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у выпускников правильного восприятия художественного текста, умения находить в изображаемом существенные признаки (ключевые слова), устанавливать сходства и различия тем сочинений;
·                   содействовать развитию у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность написания сочинения-рассуждения, которое имеет метапредметный (надпредметный) характер;
·                   развивать у учащихся художественный вкус, интерес и любовь к художественной литературе, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в написании сочинений;
·                   воспитывать творческого читателя.
Основными методами контроля реализации программы являются:
·                   редактирование сочинений учащихся разных жанров в соответствии с алгоритмом написания;
·                   пробные работы – соответствие сочинения теме и правильность выбора литературного произведения;
·                   практикум написания сочинения-рассуждения (правильность композиции творческой работы, соответствие данной теме, метапредметность работы);
·                   контрольные сочинения;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
·                   сведения о жанровом своеобразии сочинений, их структуре;
·                   алгоритмы написания сочинений разных жанров.
Обучающиеся должны уметь:
·                   правильно определять жанр сочинения;
·                   правильно подбирать ключевые слова сочинения в соответствии с темой;
·                   выбирать тему в соответствии с тематическим направлением;
·                   свободно  владеть литературной аргументацией, находить соответствие ей в жизненном опыте, истории, общественной жизни;
·                   выстраивать ассоциативный ряд в рассуждении;
·                   обоснованно использовать литературные цитаты для аргументации,
·                   выстраивать композицию сочинения-рассуждения;
·                   редактировать черновик работы.
Содержание программы для курса, рассчитанного на 68 часов
Введение (2 часа)
Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. Ознакомление с тематическими направлениями и понятием «концепт».
Подготовка к написанию сочинений разных жанров (5 часов)
План, тезис, конспект
Выбор темы сочинения. Тезисы и конспект и их отличие от плана. Ознакомление учащихся с тезисами и конспектом, раскрытие особенностей тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения, формирование навыков тезирования и конспектирования. Выполнение практических заданий по составлению конспектов и тезисов в соответствии с темой сочинения. Анализ тезисных планов сочинений.
Цитирование
Систематизация знаний и умений учащихся в цитировании, полученных в предыдущие годы работы на уроках развития речи. Ознакомление учащихся с цитированием как особой формой передачи чужой речи. Развитие умения правильно с точки зрения содержания и стиля высказывания употреблять цитаты. Обучение грамотному в пунктуационном отношении оформлении цитат. Выполнение практических заданий по анализу удачного и неудачного цитирования.
Жанровое разнообразие сочинений (9 часов)
Особенности письменных высказываний в художественном, научном, публицистическом, деловом стилях.
Сочинение на свободную тему. Обучение формулированию темы сочинения, выбору жанра работы, подбору материалов для аргументации.
Особенности жанра эссе. Композиция эссе, использование ассоциативной лексики и художественных средств.
Сочинение в публицистическом стиле. Лексические особенности текстов СМИ и публичных выступлений (риторические вопросы, обращения, экспрессивная лексика, авторская позиция, приглашение к диалогу).
Отзыв как разновидность сочинений. Отзыв на произведение литературы, музыки, живописи (с использованием цитат из критических статей). Отзыв на кинофильм. Рецензия как разновидность сочинений. Отличие рецензии от отзыва.
 Сочинение на литературную тему (10 часов).
Литературные заготовки к сочинениям. Ведение записных книжек, дневников, сборников афоризмов и пословиц на нравственные темы. Определение значения «заготовок» материала для будущих творческих работ. Закрепление умения собирать материал для различных устных и письменных сочинений на литературную тему. Практические занятия по изучаемым на уроках литературы произведениям.
Закрепление умения отбирать материал из текста художественного произведения в соответствии с тематическим направлением и основной мыслью сочинения. Систематизирование собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания. Определение ключевых слов в теме. Практическое занятие по работе с алгоритмом написания сочинения на литературную тему. Выполнение контрольного сочинения-рассуждения.
  Совершенствование написанного и корректура собственных работ (2 часа)
Ознакомление учеников с работой писателей над совершенствованием произведений. Показ учащимся значения упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений. Повторение сведений о приёмах редактирования, о технике правки рукописи. Обращение к писательскому труду классиков русской литературы. Редактирование собственных работ с учетом указанных ошибок.
Сочинение-рассуждение проблемного характера (40 часов)
Повторение известных учащимся сведений об особенностях сочинений-рассуждений. Обязательная композиция сочинения-рассуждения.
Основные нравственные проблемы человечества и их решение в произведениях литературы (добро и зло; честь и бесчестие; верность и предательство; человек и природа; дом и семья; любовь; подвиг; патриотизм; дружба и др.)
Требования к сочинению-рассуждению по исходному тексту. Правильное понимание исходного текста. «Расшифровка» информации текста. Формулировка одной из проблем исходного текста. Комментирование основной проблемы исходного текста. Определение позиции автора и способов её выражения.
Характеристика типов аргументации собственной позиции: литературные примеры, иллюстрации, образцы положительного или отрицательного. Соотношение понятия и соответствующего ему образа. Понятие «жизненный опыт»: реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно-исторический опыт, народная мудрость. Разнообразие читательского опыта: художественная литература, историческая литература, научно-популярная литература.
Содержание программы для курса, рассчитанного на 34 часа
Введение (1 час)
 Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. Ознакомление с тематическими направлениями и понятием «концепт».
Подготовка к написанию сочинений разных жанров (3 часа)
План, тезис, конспект
Выбор темы сочинения. Тезисы и конспект и их отличие от плана. Ознакомление учащихся с тезисами и конспектом, раскрытие особенностей тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения, формирование навыков тезирования и конспектирования. Выполнение практических заданий по составлению конспектов и тезисов в соответствии с темой сочинения. Анализ тезисных планов сочинений.
Цитирование
Систематизация знаний и умений учащихся в цитировании, полученных в предыдущие годы работы на уроках развития речи. Ознакомление учащихся с цитированием как особой формой передачи чужой речи. Развитие умения правильно с точки зрения содержания и стиля высказывания употреблять цитаты. Обучение грамотному в пунктуационном отношении оформлении цитат. Выполнение практических заданий по анализу удачного и неудачного цитирования.
Жанровое разнообразие сочинений (5 часов)
Особенности письменных высказываний в художественном, научном, публицистическом, деловом стилях.
Сочинение на свободную тему. Обучение формулированию темы сочинения, выбору жанра работы, подбору материалов для аргументации.
Особенности жанра эссе. Композиция эссе, использование ассоциативной лексики и художественных средств.
Сочинение в публицистическом стиле. Лексические особенности текстов СМИ и публичных выступлений (риторические вопросы, обращения, экспрессивная лексика, авторская позиция, приглашение к диалогу).
Отзыв как разновидность сочинений. Отзыв на произведение литературы, музыки, живописи (с использованием цитат из критических статей). Отзыв на кинофильм. Рецензия как разновидность сочинений. Отличие рецензии от отзыва.
 Сочинение на литературную тему (6 часов)
Литературные заготовки к сочинениям. Ведение записных книжек, дневников, сборников афоризмов и пословиц на нравственные темы. Определение значения «заготовок» материала для будущих творческих работ. Закрепление умения собирать материал для различных устных и письменных сочинений на литературную тему. Практические занятия по изучаемым на уроках литературы произведениям.
Закрепление умения отбирать материал из текста художественного произведения в соответствии с тематическим направлением и основной мыслью сочинения. Систематизирование собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания. Определение ключевых слов в теме. Практическое занятие по работе с алгоритмом написания сочинения на литературную тему. Выполнение контрольного сочинения-рассуждения.
Совершенствование написанного и корректура собственных работ (1 час)
Ознакомление учеников с работой писателей над совершенствованием произведений. Повторение сведений о приёмах редактирования, о технике правки рукописи. Редактирование собственных работ с учетом указанных ошибок.
Сочинение-рассуждение проблемного характера (18 часов)
Повторение известных учащимся сведений об особенностях сочинений-рассуждений. Обязательная композиция сочинения-рассуждения.
Основные нравственные проблемы человечества и их решение в произведениях литературы (добро и зло; честь и бесчестие; верность и предательство; человек и природа; дом и семья; любовь; подвиг; патриотизм; дружба и др.)
Требования к сочинению-рассуждению по исходному тексту. Правильное понимание исходного текста. «Расшифровка» информации текста. Формулировка одной из проблем исходного текста. Комментирование основной проблемы исходного текста. Определение позиции автора и способов её выражения.
Характеристика типов аргументации собственной позиции: литературные примеры, иллюстрации, образцы положительного или отрицательного. Соотношение понятия и соответствующего ему образа. Понятие «жизненный опыт»: реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно-исторический опыт, народная мудрость. Разнообразие читательского опыта: художественная литература, историческая литература, научно-популярная литература.

Литература:
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
Брызгалова С. М., Романова С. Р. «Из опыта обучению написанию сочинений», Методическое пособие, Якутск, 2003
Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. , «Развивайте дар слова», факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров», , М.: «Просвещение», 1990
Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»  / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М.: «Просвещение», 1981 – 159 с.
Морозова Н.П. «Учимся писать сочинение», М.: «Просвещение», 1987
Полтавец Е.М. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. - М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003

Комментариев нет:

Отправить комментарий