понедельник, 8 февраля 2016 г.

Мой профессиональный успех – это удачно проведенный урок

Профессиональный успех ... Каждый учитель его понимает по-своему. Для кого-то это звание, награды, почести. А для меня профессиональный успех - удачно проведенный урок. Такой урок, где вместе со знаниями большинство учащихся класса получает творческое наслаждение. Именно это, по моему мнению, происходит тогда, когда учитель проводит нетрадиционный урок. На таком уроке он не занимает доминирующее положение в классе. Учитель и ученики, таким образом, на равных правах.  Учитель не дает готовые формулы и решения, а лишь может помочь найти собственные.
Помню свой первый нетрадиционный урок. Это было в 1992 году, когда мой стаж как учителя-словесника составлял еще только 9 лет.

Побывав на курсах повышения квалификации при ЛОИППО (Луганск), я решила воплотить то, чему научилась, в практику. Мною был разработан и проведен урок по литературе в 5 классе "В гостях у сказки". Он был итоговым по теме "Сказки народные и литературные". Для пятиклассников - это настоящий праздник: здесь они и демонстрировали свои рисунки к сказке, и участвовали в постановке "Сказка о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина, и разгадывали кроссворды, и были игроками "Поля Чудес". С тех пор, почти каждую тему я завершаю уроком внеклассного чтения и провожу его, как нетрадиционный, то есть нестандартный.
В своей статье я хочу рассказать об уроках внеклассного чтения. Почему именно о них? Потому, что они мне не кажутся второстепенными. Они играют важную роль в понимании учащимися литературных произведений, которым уделено мало внимания в школьной программе. Во-первых, такими уроками можно подвести итог темы, и, поэтому, они должны быть запоминающимися, а во-вторых, учитель имеет право сам выбирать автора и художественное произведение. И это дает ему больше шансов на успех, что помогает ему провести урок более продуктивно.
Подводя итоги научно-методической проблемы, над которой я работала: " Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе путем использования метода проектов или его элементов ". Все уроки, о которых будет идти речь, были посвящены именно ей. Хочу рассказать о  нестандартных уроках.

Урок - это встреча с писателем

Рассказ пойдет об уроке дополнительного чтения по литературе "Встреча с писателем Николаем Гоголем". Этот урок желательно провести после изучения темы Николай Гоголь "Тарас Бульба". Разве встреча с Гоголем у семиклассников не состоялась? Она состоялась, но была не такой торжественной и интересной. К сожалению, не все ученики 7 класса могут спокойно относиться к трагическим эпизодам, происходящим в повести. У многих детей создается впечатление, что Николай Васильевич Гоголь - писатель, который писал грустные произведения. И от учителя зависит, каким воспримут его ученики. Свой урок "Встреча с писателем Николаем Гоголем" я начинаю с чтения письма Н.В. Гоголя ученика Голубковского из Житомирской области.
Оно сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации.
Далее слово предоставляется творческим группам учащихся. Выступают ученики-биографы, ученики-литературоведы, ученики-краеведы, которые получили опережающие задания, а на уроке подробно рассказывают о биографических фактах писателя и его творчестве. Чтобы сосредоточить внимание учащихся на гоголевской Диканьке слайды презентации должны быть яркими, сопровождаться украинской народной музыкой.
Следующий этап урока посвящен просмотру кинофрагментов художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссер А. Роу).  Это экранизированная повесть «Ночь перед Рождеством»
Применяю прием "Обратная сторона медали". Его сущность заключается в том, что ученики заинтересовываются художественным фильмом, а потом у них возникает желание прочесть художественное произведение, по которому снят фильм. Семиклассники получают домашнее задание: написать письмо писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Таким образом, мой урок начинается и заканчивается одним и тем же приемом "Письмо к автору". О том насколько мне удалось продолжить знакомство учащихся с жизнью писателя, презентовать сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" и привить интерес к произведениям Н.В.Гоголя говорят письма школьников. Привожу выдержки из них.

"Уважаемый писатель! Я очень много узнала на уроке литературы о Вашем творчестве ...
Вы с детства знали украинские сказки, песни, народные сказания. Именно они насыщали ваше воображение. Устное народное творчество помогло создать  прекрасный сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки".
«Ночь перед Рождеством». Эта повесть меня поразила ...
Я очень благодарна учительнице за такой интересный урок и еще хотела бы больше узнать о вашем творчестве."
Голубева Елизавета

"Николай Гоголь, я считаю Вас очень талантливым писателем. Когда я прочитала повесть" Тарас Бульба ", то была поражена до глубины души. В этом произведении изображены: измена, смерть и страдания - все, что вызывает грустные чувства ...
Когда же на уроке я посмотрела отрывки из фильма "Ночь перед Рождеством", то поняла, что Вы можете писать как грустные, так и веселые произведения."
Жовнир Анна

"Николай Гоголь, я увлечена Вашим творчеством,  восхищаюсь Вашими произведениями!
Меня поразил фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки". И теперь я сижу почти каждый вечер и читаю Ваши произведения. Читать их для меня большая честь."
Замула Марина

В моей практике есть еще один подход к изучению произведений Николая Васильевича Гоголя. Это - "Урок за пределами класса", его я могу назвать оригинальным. Где же и когда я провожу этот урок? Он носит название "Путешествуя по страницам гоголевских произведений", проходит он в актовом зале в форме концерта. Этот урок внеклассного чтения, наоборот, проводится перед изучением творчества писателя в 9 классе. Он должен напомнить ученикам все, что было выучено раньше и тем самым побуждать к изучению нового материала девятиклассников.
Класс делится на 3 творческие группы. Первая группа презентует "Ночь перед Рождеством", вторая - "Майская ночь или Утопленница", а третья - "Тараса Бульбу".
Ученики не только инсценируют отрывки этих  произведений, но и поют песни, танцуют. Здесь внедряются элементы проектной технологии: творческие группы получают задания и готовят их в течение месяца (средняя продолжительность). В течение подготовки этого урока-концерта мы с учениками придерживаемся основных принципов проектной технологии:
а) развития познавательных и творческих навыков учащихся;
б) самодеятельного характера творческой активности учащихся;
в) сотрудничества учащихся между собой и учителем;
г) прагматической направленности на результат.
Гоголевская Диканька ... от этого словосочетания веет чем-то фантастическим, завораживающим, вызывающим ожидания. А повесть «Тара Бульба» пропитана романтикой борьбы за свободу украинского казачества.
Что же поможет ученикам, уже с самого начала, передать эти завораживающие ожидания, видеть стремление к победе? По-моему, это встреча девочки-ведущей и пасечника Рудого Панька, с которой начинается урок-концерт.
Ведущая (на фоне мелодии песни "Ой лопнув обруч"). Что это за невидаль: "Вечера на хуторе близ Диканьки?" Что это за "Вечера?" Их швырнул в свет какой-то пасечник! А вот кажется и он.
(Выходит ученик в костюме пасечника Рудого Панька).
Рудый Панько. Здравствуйте, дорогие мои читатели. У нас на хуторах ведется издавна: как только закончится работа в поле ... и наш брат спрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей в небе, ни груш на дереве больше не увидите, - тогда, как только начнет темнеть ...
Ведущая. И что же тогда, дедушка?
Рудый Панько. У нас вечерницы. И нигде, наверное, не рассказано было столько чудес, как на вечерах у пасечника Рудого Панька.
Ведущая. А как же к Вам попасть?
Рудый Панько. А приехав в Диканьку, спросите только первого попавшегося мальчика: "А где живет пасечник Рудый Панько? И если хотите он доведет вас до самого хутора. А какими пирогами накормит вас моя старуха ... Вкуснотища, настоящее объедение! Однако, что это я действительно разговорился? ... приезжайте, только, приезжайте скорее ...
(Уходит).
Ведущая. Ну что же, заглянем в Диканьку!
А дальше каждая творческая группа представит свою повесть.
К Оксане приходят девушки, поют песню "Ой, сивая та і зозуленька", а потом еще и танцуют. Левко, идя на встречу с Ганной, поет песню "Солце низенько".
Ученики творческой группы, презентующие повесть "Тарас Бульба" поют песню "Ой на горе та й женці жнуть". Театральные постановки, песни, танцы - это работа с творчески одаренными учащимися, имеющими актерские способности. 
На этом уроке используются только элементы проектных технологий, и, поэтому, в конце урока учитель объявляет оценки. Все ученики знают, что получат только высокие оценки за свою плодотворную работу. Одна группа получает звание "Хорошие актеры", вторая группа "Лучшие актеры", а третья "Самые лучшие актеры". Это и есть создание ситуации успеха.
Еще один тип нетрадиционного урока - "Урок-презентация". Это может быть изучение личности  русского писателя А. Н. Островского (внеклассное чтение). Презентацию готовит учитель, а не ученики, учитывая все важные моменты жизни и творчества писателя. Ученики узнают, что этот писатель изучал украинский язык, путешествовал по Украине, его пьесы высоко ценили: Т.Шевченко, И.Франко и другие украинские писатели и драматурги.


Это моя проектная работа (мультимедийную презентацию см. на сайте журнала).
Произведения Островского-драматурга вызывают интерес у старшеклассников. Этот писатель - значимая фигура в мировой литературе. Недаром между ним и Шекспиром ставят знак равенства. Его творчество изучал выдающийся ученый - Марк Вениаминович Теплинский.
Идя на урок, ученики уже прочли пьесу "Бесприданница".
Следующий этап - организационно-подготовительный. Мы с десятиклассниками придерживаемся формулы «шести П»:
1) проблема: нравственное воспитание современной молодежи,
2) планирование: проект долгосрочный (готовится в течение трех месяцев),
3) поиск: сбор информации, разучивание ролей,
4) продукт: подготовленное заседание литературно-театрального салона "Деньги, деньги, деньги. Гроші, гроші, гроші ...",
5) презентация: ход самого заседания литературно-театрального салона,
6) портфолио (папка, где собраны все рабочие материалы). Какой же проект готовят десятиклассники? Это заседание литературно-театрального салона "Деньги, деньги, деньги. Гроші, гроші, гроші...". Почему название звучит на двух языках? Потому что тут используются литературные параллели. Путем исследовательской работы и сценически-ролевой игры будут раскрыты и обобщены феномены А.Островского и М.Старицкого в изображении власти денег над человеком. А именно: будут рассмотрены пьесы "Бесприданница " и "За двумя зайцами".
Презентация проекта состоится тогда, когда десятиклассники изучат творчество М. Старицкого, поэтому этот проект долгосрочный. Что же именно будут презентовать ученики 10 класса?
Ведущие-«историки» расскажут о возникновении денег в истории человечества, исследователи-«литературоведы» представят биографические данные и материалы литературной критики. Труднее всех будет «актерам». Они должны представить сущность литературных героев. Например, сущность Голохвостова. А именно она выражена в словах: "Чого витрішились? Ну банкрот, так і банкрот. А ви думали, как бы я був богатий, то пішов до вашого смітника? Ха-ха-ха! Свинота необразованна! Авжеж, мені ваших деньог тольки і надо било! Так і понімайте! "
Сущность Огудаловой в том, что она без стыда берет деньги у купцов, не раздумывая о морали.
Кнуров. Что это у вас за коробка?
Огудалова. Это ... я хотела дочери подарок сделать. Да, дорого, не по карману...
Кнуров. ... Ну что это такое? Что это стоит? И ценить здесь нечего! Пустое дело! Триста рублей!
Ученики-актеры должны показать, что у Паратова и Огудаловой "...арифметика вместо души".
Огудалова. На чем же выиграть хотите?
Паратов. Хочу продать свою волюшку.
Огудалова. А во сколько вы цените свою волюшку?
Паратов. В полмиллиона-с.
Огудалова. А покупательницы есть?
Паратов. Поискать, так найдутся.
Лариса же в конце концов поняла, что все это время была игрушкой в руках других.
Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву33. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу...  А ведь так жить холодно.
А заключительные слова презентации этого творчески-ролевого проекта звучат так: "Жизнь ради хрустящих купюр будет прожита даром. Мы желаем вам найти достойные способы получения денег".
Урок-отповедь (тем, кто сомневается в необходимости изучения классической литературы) - "Цветы Александру Куприну". Этот урок провожу в 11 классе после изучения темы "Вступление. Из драматургии 19 - начала 20 века". Хотя это произведение и не относится к жанру драматургии, но все же считаю свой выбор уместным. На уроке использую элементы проектных технологий, например: опережающие задания ученикам-исследователям, биографам, литературоведам. Также применяю прием «Театр в классе», с его помощью ученикам удается «увидеть» «горячее сердце» Олеси и «ленивое сердце»
Ивана Тимофеевича, а увидев эту противоположность, понять, что именно она и есть причиной обреченности любви литературных героев.
В ходе проведения урока стараюсь вызвать у одиннадцатиклассников симпатию к «естественным людям», у которых в груди бьется "горячее сердце". Ведь именно об этом шла речь в прошлом учебном году, когда эти же ученики изучали "Бесприданницу " А. Островского. В заключительном слове учителя подвожу итог: "Олеся" - "естественный человек". Ее чувства к любимому глубоки и крепки. Ради него она готова пожертвовать собой. Тема любви вечна в литературе. Она привлекает, волнует, является духовным вдохновителем. Мы благодарны писателю за этот литературный подарок и поэтому преподносим ему цветы.
(Разработку урока см. на сайте журнала).
Могу сказать, что на этом уроке мной успешно была воплощена технология встречных усилий. Урок был эмоционально насыщенным, преобладала атмосфера сотрудничества и взаимного творчества. Я же исполняла лишь роль проводника и вела учащихся к самостоятельному поиску и решению заданий.
Так в чем же именно кроется секрет профессионального успеха учителя литературы? По-моему, в любви к тому предмету, который он преподает. Литература - это составная мирового искусства. А искусство всегда имеет право и шанс на успех!

Комментариев нет:

Отправить комментарий