вторник, 8 ноября 2016 г.

Без творчества нет учителя?..


С 1 по 5 ноября 2016 года в поселке Лазаревское (Сочи, Российская Федерация) прошел тринадцатый межрегиональный семинар «Без творчества нет учителя?..», на котором побывала делегация Луганской Народной Республики. Педагогов Луганщины представляли Моткова Е.В., заведующая ГБОУ ЛНР «Алчевский городской методический кабинет», Василевская Н.Н., методист ГБОУ ЛНР «ГМК г. Стаханова», Тимофеева И.В., учитель ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-II ступеней № 1-лицей», методисты Государственного учреждения ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР».
На творческом форуме собрались  педагогические работники из Московской, Воронежской, Самарской, Волгоградской, Брянской, Ростовской, Ленинградской, Новгородской областей; Чеченской и Удмуртской Республик, Башкортостана, Карелии, Калмыкии, Адыгеи; Ставропольского и Краснодарского краев и других регионов России.
С 2003 года семинар проходит под эгидой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области во главе с Игорем Александровичем Гуськовым и Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, руководит которым Сарра Федоровна Хлебунова. Все это время бессменными организаторами проекта были ведущий специалист Минобразования Ростовской области Галина Михайловна Нестеренко и проректор Ростовского областного ИПК и ПРО Елена Евгеньевна Алимова. Медийного партнера семинара «Учительскую газету» представляла первый заместитель главного редактора, заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук Ирина Георгиевна Димова.
Хотя заявленная тема предполагала альтернативные ответы, все участники в своих выступлениях подчеркивали: без творчества не может быть успешного учителя. Творческая искра превращает ремесленника-преподавателя, пусть и наделенного огромным багажом знаний, в Учителя, способного достучаться до сердца и разума ребенка, повести ученика за собой, стать путеводной звездой в мир знаний и открытий. Именно такие педагоги собрались в эти осенние дни в Лазаревском, чтобы в который раз доказать утверждение А.П. Чехова: «Кто испытал наслаждение творчества – для того других наслаждений не существует».
Программа семинара включала в себя мастер-классы, творческие мастерские победителей Всероссийского и региональных этапов конкурса «Учитель года», круглые столы, психологические тренинги, «открытые трибуны» по обмену опытом внедрения ФГОС, презентации инновационных образовательных технологий, аукцион образовательных проектов, выступления профессиональных учительских клубов.
Отличительной особенностью прошедшего семинара было широкое участие ученых, занимающихся разработкой андрагогических проектов. Так, доцент кафедры педагогики и андрогогики Нижегородского ИРО, кандидат педагогических наук А.С. Мольков представил авторскую образовательную программу для педагогов «Проектно-сетевой институт инновационного образования как способ организации инновационного движения в Нижегородской области». Научный сотрудник Пермского института развития образования И.А. Дремина предложила проект «Краевая летняя экспедиция как форма повышения квалификации». Каждого состоявшегося педагога волнуют вопросы: кто придет ему на смену; кому он сможет передать накопленный опыт? Директор МБОУ СОШ № 83 г. Ростова-на-Дону рассказала об уникальном опыте работы «Школы молодого учителя» Железнодорожного района.
Современный учитель сегодня призван не только формировать у обучающегося определенный круг знаний по предмету, но и воспитывать в нем чувство собственного достоинства, патриотизм, нравственность. Своим опытом по гражданско-нравственному воспитанию поделились финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2005» И.В. Задорожняя, директор ЦРСО Волгоградской области Л.Л. Кочергина, директор единственного в России Волгоградского педагогического лицея для мальчиков им. Ф. Слипченко А.В. Пиндыч. Проекты волгоградцев поддержала министр образования РФ О.Ю. Васильева. Учитель истории из г. Элисты представил цикл авторских уроков «Подвиг солдата в советском кинематографе».
С особым нетерпением участники семинара ожидали мастер-классы и творческие мастерские лауреатов и победителей конкурса «Учитель года России». Преподаватель истории и обществоведения из Самары, абсолютный победитель конкурса 2015 года С.С. Кочережко в своем выступлении доказал прописную истину: все новое – это хорошо забытое старое. По его мнению, с которым согласились участники семинара, глупо в угоду моде называть известные технологии, разработанные отечественными педагогами, англоязычными терминами. Творческий учитель, опираясь на опыт предшественников, должен создать собственный, неповторимый почерк. Творческая мастерская победителя конкурса 2016 года Шагалова А.М. из Армавира стала подтверждением слов Сергея Сергеевича. Молодой педагог с помощью фотографий, портретов и записей голоса писателей сумел воссоздать литературную среду начала ХХ века и, по его словам, «вырвать у смерти мгновения жизни Л. Андреева, М. Горького, С. Скитальца, И. Бунина».  Необычную подачу материала по истории предложила Клейнова Д.В. Страницы параграфов она заменила картинами из песка. Перед участниками семинара ожили герои библейских мифов. Члены фокус группы с легкостью смогли создать свое сопровождение учебного материала, тем самым доказав, что освоить данную методику может любой учитель. В последние годы задания олимпиад носят метапредметный характер, и педагоги сталкиваются с трудностями в подготовке учащихся. Учитель географии Губернского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья  Уржумов А.А. предложил инновационную технологию работы с «олимпиадниками». Ее суть заключается в вычленении материала по географии из программ других предметов.
Во время мастер-классов участники семинара не были пассивными зрителями. Вместе с выступающими они рисовали модернистские композиции, учились решать математические задачи с позиции здравого смысла, заполняли геометрические судоку, апробировали спортивно-оздоровительную систему, открывали волшебный мир химии.
Незабываемые впечатления оставила встреча с известным поэтом, кавалером ордена Общественное признание Олегом Парамоновым, который в 1993 году также был абсолютным победителем конкурса «Учитель года России».
Подводя итоги семинара, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Николаевна Тутова отметила, что будущее государства в руках педагогов, ведь обновление мира начинается в школе. В заключительном слове она сказала: «Несомненно, такие семинары межрегионального характера повышают уровень квалификации работников образования. Но главное – они дарят бесценное общение людям, объединенным одной целью – «сеять разумное, доброе, вечное».
Пять дней в Лазаревском пролетели незаметно, оставив яркие эмоции, побудив строить планы на будущее. Пожалуй, выскажу общее мнение членов делегации ЛНР: именно на семинаре мы поняли, что такое настоящее педагогическое сообщество. Такого фейерверка мастер-классов, многообразия педагогических идей, авторских находок, продуктивных методик мы нигде не встречали. Домой вернулись окрыленные и воодушевленные, с большим желанием работать, творить, создавать что-то новое, возвращать из небытия забытые традиции педагогов Луганщины. Надеемся, что уже в следующем году мы сможем достойно представить в России учительские клубы Луганской Народной Республики.
У Лазаревского семинара есть продолжение – школа молодых педагогов, которая проходит в ежегодно в конце марта. Приглашение на этот молодежный форум мы уже получили и искренне завидуем тем молодым учителям, которые удостоятся чести быть делегатами от нашей республики. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий