понедельник, 28 апреля 2014 г.

                  Славянские традиции в праздниках Православной Церкви.          Поминальные дни
     В настоящее время православными считаются христиане, относящиеся к Православной Церкви. Но мало кто знает, что славяне называли себя православными задолго до прихода на их земли Христианства. Вот как об этом говорится в  Славяно-Арийских Ведах: «Мы- православные, ибо мы Правь и Славь прославляем. Знаем мы воистину, что Правь – Мир Светлых Богов наших, а Славь – Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши.  Мы – Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых древних Богов и Светомудрых Предков наших…»
Мы начинаем цикл статей, посвященных связям христианской культуры и веры с традициями языческих верований славян.


     Мир мертвых и мир живых в народном сознании славян имеют свои постоянные признаки.  Это не просто два разных мира – они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, день и ночь, космос и хаос… В обычные дни встреча с потусторонним  для славян имела негативное значение.  Неопасными и даже желательными были встречи с умершими в те дни, когда они появлялись с ведома, а часто и по приглашению родственников. В такие дни – они назывались поминальными – полагалось ухаживать за гостями из иного мира: кормить их, топить для них баню, а также согревать их возле специально разведенных костров. Поскольку славяне жили в гармонии с природой, то и поминальные дни включались в годовой цикл.  Земной год уподоблялся загробному дню: весенние поминки назывались завтраком  по «родителям», летние – обедом, осенние – ужином, зимние – полдником.
   Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
 По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника, связанного  с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость". Одна из главных обязанностей живых по отношению к душам «родителей» - кормить их и поминать.  причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. 
   Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32). Такая же традиция посещения могил предков была и у древних славян. Причем поминали всех покойников достаточно буйно, с богатой тризной, кулачными боями, играми. Так древние славяне выражали радость от встречи с умершими.




Комментариев нет:

Отправить комментарий