Славянские традиции в
праздниках Православной Церкви. Поминальные дни
В настоящее время
православными считаются христиане, относящиеся к Православной Церкви. Но мало
кто знает, что славяне называли себя православными задолго до прихода на их
земли Христианства. Вот как об этом говорится в
Славяно-Арийских Ведах: «Мы- православные, ибо мы Правь и Славь прославляем.
Знаем мы воистину, что Правь – Мир Светлых Богов наших, а Славь – Светлый Мир,
где обитают Великие и Многомудрые Предки наши. Мы
– Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых древних Богов и Светомудрых
Предков наших…»
Мы начинаем цикл статей, посвященных связям христианской культуры и веры с традициями языческих верований славян.
Мир мертвых и мир живых в народном
сознании славян имеют свои постоянные признаки.
Это не просто два разных мира – они противоположны друг другу, как
противоположны жизнь и смерть, день и ночь, космос и хаос… В обычные дни встреча
с потусторонним для славян имела
негативное значение. Неопасными и даже
желательными были встречи с умершими в те дни, когда они появлялись с ведома, а
часто и по приглашению родственников. В такие дни – они назывались поминальными
– полагалось ухаживать за гостями из иного мира: кормить их, топить для них
баню, а также согревать их возле специально разведенных костров. Поскольку
славяне жили в гармонии с природой, то и поминальные дни включались в годовой
цикл. Земной год уподоблялся загробному
дню: весенние поминки назывались завтраком
по «родителям», летние – обедом, осенние – ужином, зимние – полдником.
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает
Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV
в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само
его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника, связанного с
поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или
Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и
"радость". Одна из главных обязанностей живых по отношению к душам
«родителей» - кормить их и поминать. причем особое место Радоницы в годичном
круге церковных праздников -
сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не
углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их
рождению в другую жизнь - жизнь вечную.
Именно на Радоницу существует
обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся
крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и
часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое,
бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не
перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32). Такая же традиция
посещения могил предков была и у древних славян. Причем поминали всех
покойников достаточно буйно, с богатой тризной, кулачными боями, играми. Так
древние славяне выражали радость от встречи с умершими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий