четверг, 12 июня 2014 г.

К 125-летию Анны Ахматовой
Украина в творчестве Анны Ахматовой
Киев по праву можно назвать самым ахматовским городом. С ним связано ее детство (впервые будущую поэтессу привезли в гости к тетке в пятилетнем возрасте). Семья Горенко зиму 1889-1890 годов проживала в гостинице "Националь", которая находилась на углу Крещатика и Бессарабской площади.  В Киеве в 1896-1897 годах она училась в Фундулеевской гимназии, а затем на Киевских женских курсах. Именно в Киеве Анна Андреевна написала свое первое стихотворение.

Отец, считая увлечение дочери глупым занятием,запретил ей использовать фамилию Горенко, и Анна Андреевна берет псевдоним - девичью фамилию прабабушки по материнской
линии. Здесь же она венчалась с Николаем Гумилевым.

Из логова змиева


Из логова змиева[1],
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал — своенравницу,
Весёлую птицу-певунью.

Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.

Твержу ей: «Крещёному,
С тобой по-мудрёному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В Днепровские омуты,
На грешную Лысую гору»[2].

Молчит — только ёжится,
И всё ей неможется,
Мне жалко её, виноватую,
Как птицу подбитую,
Берёзу подрытую
Над очастью, Богом заклятою.

1911

 Живописные парки и сады, Владимирская горка, древние киевские храмы не могли не привлечь молодую девушку. Ещё в ранние годы она полюбила величественные строения Софийского собора, Печерской лавры, Андреевской церкви, Михайловского монастыря. Приехав в Киев в 1914 году, Анна Ахматова посвятила ему такие тревожно-радостные строки: 
Древний город словно вымер,      
Странен мой приезд
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.

Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К Богу взнесены.

Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
И со мной лишь ты, мне равный,                      
Да любовь моя.
июль 1914, Слепнёво

И в Киевском храме Премудрости Бога,
Припав к солее, я тебе поклялась,
Что будет моею твоя дорога,
Где бы она ни вилась.

То слышали ангелы золотые
И в белом гробу Ярослав.
Как голуби, вьются слова простые
И ныне у солнечных глав.

И если слабею, мне снится икона,
И девять ступенек на ней.
И в голосе грозном софийского звона
Мне слышится голос тревоги твоей.
1915

Комментариев нет:

Отправить комментарий