суббота, 14 июня 2014 г.

К 125-летию Анны Ахматовой
Единственное упоминание  об Одессе
Анна Андреевна не любила говорить о месте своего рождения. Она всегда считала себя петербурженкой. И только один раз Ахматова упоминает город у моря в стихотворении "Реквием":
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.



В автобиографическом очерке "Будка. Начало" Анна Андреевна напишет: «Я родилась в один год с Чарли Чаплиным и «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии — 1889 г. В ночь моего рождения справлялась и справляется знаменитая древняя «Иванова ночь» — 23 июня. Назвали меня Анной в честь бабушки — Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собиралась быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем. Родилась я на даче Саракини (так у Ахматовой, на самом деле — Сорокини, А.Б.).... Дачка эта (вернее, избушка) стояла в глубине очень узкого и идущего вниз участка земли — рядом с почтой. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю».
К сожалению, в Одессе не сохранились ни дачка, о которой пишет автор, ни дом на углу Кузнечной и Спиридоновской, ни владения тетки по отцу, куда Анна приезжала в гости вместе с матерью.
Одесса связана и с именем Н.Гумилева. Здесь начинались и заканчивались его путешествия в страны Африки и Азии, здесь он делает очередное предложение Анне и получает очередной отказ.
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился старый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой не звонок.






Комментариев нет:

Отправить комментарий